В лекции рассматривается последняя опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» как итоговый комментарий композитора к культуре Парижа Второй империи и к рождению общества развлечения. Мы обсудим, почему это произведение оказывается на границе между опереттой и «серьёзной» оперой, как выстроены три истории любви Гофмана и как мотивы маски, автомата и зеркала превращают оперу в размышление о раздробленном субъекте модерного города.
Отправной оптикой станет книга Зигфрида Кракауэра «Жак Оффенбах и Париж его времени», где биография композитора превращается в широкую социально-культурную историю Парижа середины XIX века. Кракауэр показывает, что Оффенбах — не просто автор «лёгких» оперетт, а хроникёр газового, карнавального города, в котором политическая амнезия сочетается с культом праздника и спектакля. Его книга описывает, как театры, бульвары, ярмарки и сцены оперетт образуют «лабораторию» новых форм массового опыта.
Лекция предложит прочитать «Сказки Гофмана» в продолжение этих идей. Мы рассмотрим, как фигуры Олимпии, Антонии и Джульетты собирают воедино разные режимы женского образа — от куклы-автомата до фатальной соблазнительницы — и как их тела, голоса и жесты подчинены логике товара и зрелища. Будет показано, каким образом образ художника Гофмана оказывается связан с кризисом авторства в условиях массовой культуры, а также как оффенбаховская ирония одновременно обслуживает и подрывает буржуазную мечту о бесконечном празднике.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.